В ознаменование приезда участника клуба URANRUDA на КМВ диггера Troglodit`а,
была организована очередная экспедиция в недра горы Бештау, с целью показать
ему все подземные пустоты этой интересной горы.
В назначенном месте и в назначенный час - 18-го мая в 9.00 утра,
на вокзале, у лавочки, клуб в лице Pilot`a, Troglodit`a и Faust`a,
собрался для проведения вышеизложенного мероприятия.
После недолгого брифинга было принято решение идти на Бештау со
стороны г.Железноводска, от ЖД - вокзала, по Главной дороге в
направлении Бештаугорской кольцевой. Собственно говоря - так и поступили.
По пути к "Кольцевой" мы любовались необыкновенно красивыми весенними
пейзажами.
Дойдя до нее, мы не свернули на лево, а пошли дальше, ведь
нужно было показать гостю из столь далеких мест все достопримечательности
этого района. Поднявшись немного вверх от Кольцевой мы увидели уже всем
знакомую Н - образную конструкцию и погашенный вход в старую штольню.
Недолго полюбовавшись этим местом и пожалев что штольня закрыта, мы
отправились дальше. Как и было решено на брифинге далее мы отправи-лись
на обследование северного склона Большого Тау, в поисках 41-й штольни.
Путь и примерное расположение штольни нам указал участник нашего клуба
Hobot (за что ему огромный respect). После недолгого поиска по склону
старая вентиляция и штольня были обнаружены. Их огромные размеры поразили нас …
После небольшого осмотра на поверхности, стало понятно,
что это когда-то была вентиляция.
Вслед за осмотром поверхности конечно же предстояло заземление,
тем более что вход в штольню был открыт. Да кстати ещё в январе
он был заварен мощными прутьями и рельсами.
Сейчас даже намеков нет на то, что там пять месяцев назад была мощная решетка.
Осталась лишь та табличка валяться на земле, которая оповещала
мирный люд о радиационном загрязнении этого места.
После недолгого рассуждения на тему: "Какие же кАзлы, люди которые 3.14здять металл со штолен".
Мы расчехлили свои рюкзаки, достали от туда фонари и отправились
в этот подземный мир, таящий в себе много интересного и не меньше опасного.
После нескольких сот метров пройденных по штольне,
бетонный коридор сменился на обычную породу, когда-то
укрепленную сеткой. Которая сейчас проржавела и превратилась
в свисающие со стен лохмотья.
Самое удивительное в этой штольне было то, что средний фон не превышал 50 мкр.
В конце штольни был огромный колодец, в диаметре около трех метров.
Pilot попросил Troglodit`a просветить в глубь колодца его мощным фонарем,
после чего мы увидели дно этого колодца на расстоянии от нас 35 - 45 метров.
Около колодца лежала длинная веревка, видимо кто-то уже спускался в него, но
мы не рискнули туда лезть, во-первых - радон мог быть на его дне (тяжелый газ),
а во-вторых у нас не было снаряжения и веревок.
А перед колодцем был поворот на право, он был забетонирован.
Но в бетонной стене была небольшая дверь, туда мы и решили идти.
Стоило нам только пролезть в неё и дозиметр начал пищать сильнее и
Pilot, ответственный в этой экспедиции за радиационный контроль,
сообщил, что дозиметр показывает не 50 мкр, а уже сразу 165 мкр. Но
клуб URANRUDA таких показаний на экране дозиметра - не боится.
И мы пошли дальше, в глубь Большого Тау.
В конце этой штольни был завал, что нас собственно говоря не обрадовало.
Но, подойдя поближе мы разглядели ведро, стоящее на нём. И лаз, прокопанный в завале,
видимо этим же ведром. Мною тут же было принято решение обследовать лаз, и я стал
забираться по нему. Забравшись наверх, я увидел, что лаз продолжается, но он уже
направлен вниз. Следом за мной направился Pilot, а потом и Troglodit.
Единогласным решением принятым в этом узком проходе, где рассыпчато-мягкая руда
сыпалась за шиворот, было принято не спускаться дальше, а идти на выход.
Проделав тот же самый путь по штольне, только в обратном направлении мы вышли
на дневной свет и вздохнули полной грудью свежим воздухом, не обогащенным
тяжелыми металлами и радиоактивной пылью.
Далее мы опять спустились на Бештаугорскую Кольцевую и направились
по направлению к штольне № 31. Пройдя по Кольцевой до тропинки сворачивающей
к запасному выходу штольни 31, мы остановились и решили осмотреться, нет ли
кого-либо поблизости, чтобы незаметно свернуть на эту тайную тропу. Но тут мы
удивились, когда к нам на встречу шли три "диггера" с ломами, беспалевно
завернутыми в большую клетчатую сумку, как у цыганей. Сразу же было определено,
что это "металлисты" (охотники за цветным и черным металлом). Они никого не
стесняясь прошли мимо нас, свернули на тропинку и направились к запасному входу.
Мы же решили подождать пока они пройдут дальше по штольне, а в это время сходить
к главному входу в штольню № 31. Полюбовавшись забетонированным входом в штольню,
мы отправились к месту заземления.
Прейдя туда я был очень сильно удивлен, когда мой взор был направлен на вход.
Раньше чтобы пролезть в штольню надо было изгибаться и сгибаться почти в два раза.
А сейчас какие-то умельцы, я даже предполагаю, что это именно те металлисты,
вырезали почти всю дверь автогеном.
Видимо что бы легче было выносить металл,
который только что с3.14здили.
Но это оказалось цветочками, по сравнению с тем что мы увидели в самой штольне.
Достав фонари второй раз, мы немного собрались и отправились
в эту темную пучину, с тремя отмороженными "металлистами" внутри.
Кто их знает? И что у них на уме? А может они подумают, что мы тоже
охотимся за металлом и дадут нам ломами по головам в касках. Но клуб
URANRUDA не боится даже всяких "металлистов".
Погрузившись в штольню, мы направились в ее недра.
Вторым потрясением после вырезанной двери стало, то
что на своем месте не оказалось той знаменитой вагонетки
с рудой. Но тут есть свой плюс, на той вагонетке был фон
равный 217 мкр, так что друзья диггеры, металлисты убрали
этот артефакт. А минус в том, что эта бывшая вагонетка чья-нибудь
будущая, например ванна или много раковин, да к тому же было очень красиво.
Ну да ладно, мы все-таки диггеры, а не милиция, но вагонетку все равно жалко!!
И мы отправились путешествовать дальше. Шли мы по тому же пути,
что и в прошлую экспедицию, потому что это штольня и никуда не
свернешь ("бамборбиа, кергуду" - шутка).
Опять завернули к главному входу в штольню,
но уже с обратной стороны. Свет пробивался
сквозь трубы, которые были забетонированы в
этой мощной стене. Затем развернулись и пошли вглубь.
По пути нам должно было встретиться "кладбище вагонеток",
но увы… и этого тоже не осталось.
Осталась лишь одна вагонетка,
та на которой я фотографировался и старый уже почти полностью
проржавевший локомотив. И так мы пошли дальше по бесконечным
подземным лабиринтам горы Бештау. Как я писал выше, у Troglodit`a
был мощный фонарь, можно даже сказать целый прожектор, но даже его
не хватало чтобы досветить до конца штольни 31. Но когда этот мощный
луч пускался в даль штольни и разрезал тьму, становилось видно
бесконечные коридоры трапециевидных и яйцеобразных строений этого
грандиозного сооружения и это по истине завораживает дух.
Вот оно! Началось расширение коридора, здесь раньше было двое путей,
сейчас их к сожалению не осталось, но этот подземный тоннель, сука - впечатляет.
Он в полтора раза выше и в два с половиной раза шире, чем предыдущие.
Пройдя это расширение, нашему взору открылась небольшая дверь, уходящая вправо.
А за ней было помещение, в котором было водохранилище.
Предназначалось оно для сбора талой и грунтовых вод.
Пройдя вдоль этого водохранилища, мы сразу попали
в старую аккумуляторную, которая располагалась в этом же скальном углублении.
Эта аккумуляторная была необходима для подзарядки батарей на локомотивах.
После, нам открылась все та же старая картина "Привал на обочине" (см. экспедицию "9 апреля").
Выйдя в главный тоннель из аккумуляторной, мы увидели маленькие огоньки
в глубине штольни. Сомнений не было что эти огоньки, были фонариками "металлистов".
Один из фонариков был размещен на голове одного "металлюги", и этот огонек совершал
колебательную работу, состоящую из движений вверх-вниз. Определенно он совершал
некую рубительно-пилительную работу. Но мы шли дальше, и подходили к ним все
ближе и ближе. Частота колебаний фонарика возрастала, а потом резко прекратилась.
Они собрались и начали двигаться на нас. Огоньки приближались. Я шел первым из нас
и решил поздороваться с ними, чтобы как-нибудь дать им понять, что мы всетаки
диггеры и никаких металлических интересов не испытываем, когда показались
силуэты, я изрек: - "Здорова диггерам!" - на что прозвучал ответ: - "Здрасьте".
Затем последовал небольшой диалог: - "Зачем вы надели эти намордники?" - посмеиваясь,
спросил один из них, имея в виду наши респираторы. На что спокойно ответил Pilot:
"От радиоактивной пыли и от частиц тяжелых металлов, содержащихся в воздухе".
"Вы в них быстрей задохнетесь, чем спасетесь" - ответил тот. На что ухмыльнулись
теперь мы. В той сумке, в которую были замотаны ломы теперь был какой-то металл, все-таки
успели что-то найти. Пока мы недолго стояли и беседовали с металлистами, Troglodit успел
стрельнуть у них пару сигарет. Они пошли в свою сторону - на выход, а мы в свою - дальше в штольню.
Пройдя еще немного началось второе по счету "яйцо", оно было
сделано более надежно, чем предыдущее, видимо парода здесь более
неустойчива. А на его правой стене до сих пор красуется табличка
с надписью "Штольня № 31". Можно только представить себе, что мимо
нее каждый день на свою работу ходили, а может быть и ездили на
локомотивах, рабочие этой не легкой промышленности.
Почти сразу после второго яйца, я заметил рычаг для перевода стрелок,
но мимо него я пройти не мог, ни попробовав перевести стрелки. На моё
удивление стрелки работали и исправно переводились с одного на другой
путь. За этим делом меня застал Pilot и решил тоже попробовать.
И вот почти сразу уходило ответвление влево, в коридоре
которого стоит знаменитая вагонетка "для продуктов". Ответвление
это ведет в лифтовую. Но мы пошли дальше по главному тоннелю, ведь
впереди ещё много интересного, что просто необходимо показать впервые
здесь присутствующим диггерам Pilot`y и Troglodit`y.
Двигаясь по штольне мы увидели старую "не глухую" вагонетку,
единственную здесь, которая лежала на боку. Почти сразу за ней
лежала уже обычная вагонетка без колес, а в прошлый раз она
стояла на рельсах.
Вот и дошли до завала, который описывал диггер Nos
в прошлой экспедиции. Немного пощелкав его, мы пошли
в дверь которая уходила вправо и за которой была огромная
столовая. Пройдя через неё, мы обошли этот большой завал.
И снова прямо.
Через пару десятков метров стало появляться все больше и больше
пыли. И стало почти ничего не видно, потому что наши фонари не
могли пробить этот слой пыли. Мы начали двигаться все медленнее.
И вот в полу главного коридора была огромнейшая дырка с торчащими
рельсами, шпалами и множеством всякого другого железа оттуда, глубиной
примерно около двух метров. А рядом в стене то самое дупло, в которое
в прошлой экспедиции был "опущен" камень с целью изучения глубины колодца.
В этот раз решили просто посветить туда мощным фонариком, но луч фонаря до
дна колодца не до светил и иссяк в огромном облаке пыли.
Осторожно пройдя по рельсам над пропастью, мы вскоре попали
в тупик, а точнее он был завалом, который тоже пытался кто-то копать.
Но в этот раз мы уже не полезли в него.
Развернувшись в обратном направлении,
мы снова прошли ту пропасть, сразу за ней повернули вправо. Пройдя по
небольшому коридорчику, мы вышли в большой тоннель, который был параллелен
основному. Ещё раз свернув влево, мы стали двигаться прямо. И вскоре мы
увидели большой поворот на лево, зайдя в него, мы поняли по огромным
размерам этой комнаты, что это была лифтовая.
Огромная комната около 6 метров в высоту, с подъемным краном под потолком расположенным на рельсах.
А самое большое впечатление производит железная лестница, идущая наверх под
углом примерно 45 градусов. По которой когда поднимаешься запыхиваешься,
но не от крутого угла этой лестницы и не оттого, что переступаешь через одну,
а то и две насквозь проржавевшие и проваленные ступени, а от страха и
тревожного волнения одолевающего тебя в этот момент.
Забравшись по лестнице вверх, мы стали наблюдать огромные
лифтовые колеса, которые были немного присыпаны глиной.
Troglodit пробравшись на другую сторону лифтовых механизмов,
cразу же просветил фонарем в глубь лифтовой шахты: - "Не больше
15 метров! " - сказал он.
Еще немного поснимав это место,
мы решили спускаться и двигаться в сторону выхода. Но спускаться
было еще "интересней", чем подниматься, потому приходилось уже не
переступать ступени наверх, а прыгать через них вниз.
Кое-как спустившись в главное помещение и выйдя из оного,
мы направились налево. И вышли прямо к той вагонетке "для
продуктов". Глянув на часы, мы решили, что идти домой еще
рано и у нас есть еще время на обсле-дование какого-нибудь
заложенного хода, которых очень много в 31 штоль-не.
Пройдя по главному тоннелю в сторону выхода,
было обнаружено ответвление вправо. Которое
было заложено кирпичом и заштукатурено, но рядом в
стене был пробит проход, через который можно обойти эту преграду.
В него и решили лезть. Только протиснувшись в него, стало понятно,
что это была очень старая выработка, которую в последствии заложили за
ненадобностью. Она была высотой такой же, как и главный коридор,
только обвалы со стен и с потолка присыпали ее немного, а где-то и
много.
Вместо бетонных опор были деревянные бревна, которые от старости
и сырости сгнили и обрушились, а некоторые до сих пор стоят и держат эти
небывалые массы камня и руды. Так что находиться там было небезопасно,
так как эти хлипкие опоры уже не могут справиться с нагрузкой и в любой
момент могут рухнуть и придавить нас. Прохождение этого коридора было
недолгим, потому что он был в длину около 50 метров. Да кстати, фон был
несколько повышен, если в основном коридоре средний фон равнялся 120 мкр,
то там был 250 мкр.
Вернувшись в главный тоннель, мы теперь уже точно отправились на белый,
так приятный глазу, свет. Вот, можно сказать и кончилось наше путешествие
в подземный мир горы Бештау. Мир полный темноты, сырости и всякой железной
фигни. Оставалось лишь выйти из леса и добраться железнодорожного вокзала,
где нас ждала электричка, которая готова была отвезти нас, "заряженных" и грязных домой.
Диггер Faust.