Радиация в штольнях незаметна










URANRUDA 2005
Письмо для Mr.NOS
Rambler's Top100

Yandex
DEEPDIG
Punto
Экстремальный портал VVV.RU

Новый "Горизонт"

Если вы отправитесь в пещеру,
то скоро поймете, почему мы
посещаем эти изумительные,
отвратительные дыры из месяца
в месяц, из года в год.
Шамарин В.С.

***

В ознаменование приезда участника клуба URANRUDA на КМВ диггера Troglodit`а, была организована очередная экспедиция в недра горы Бештау, с целью показать ему все подземные пустоты этой интересной горы.
В назначенном месте и в назначенный час - 18-го мая в 9.00 утра, на вокзале, у лавочки, клуб в лице Pilot`a, Troglodit`a и Faust`a, собрался для проведения вышеизложенного мероприятия. После недолгого брифинга было принято решение идти на Бештау со стороны г.Железноводска, от ЖД - вокзала, по Главной дороге в направлении Бештаугорской кольцевой. Собственно говоря - так и поступили.
По пути к "Кольцевой" мы любовались необыкновенно красивыми весенними пейзажами. Главная Дорога Дойдя до нее, мы не свернули на лево, а пошли дальше, ведь нужно было показать гостю из столь далеких мест все достопримечательности этого района. Поднявшись немного вверх от Кольцевой мы увидели уже всем знакомую Н - образную конструкцию и погашенный вход в старую штольню.
Н - образная конструкция
Вход в старую штольню Недолго полюбовавшись этим местом и пожалев что штольня закрыта, мы отправились дальше. Как и было решено на брифинге далее мы отправи-лись на обследование северного склона Большого Тау, в поисках 41-й штольни. Путь и примерное расположение штольни нам указал участник нашего клуба Hobot (за что ему огромный respect). После недолгого поиска по склону старая вентиляция и штольня были обнаружены. Их огромные размеры поразили нас …
Старая вентиляция и штольня После небольшого осмотра на поверхности, стало понятно, что это когда-то была вентиляция.
Схема вентиляции Вслед за осмотром поверхности конечно же предстояло заземление, тем более что вход в штольню был открыт. Да кстати ещё в январе он был заварен мощными прутьями и рельсами. Закрытый вход Сейчас даже намеков нет на то, что там пять месяцев назад была мощная решетка. Осталась лишь та табличка валяться на земле, которая оповещала мирный люд о радиационном загрязнении этого места. Табличка После недолгого рассуждения на тему: "Какие же кАзлы, люди которые 3.14здять металл со штолен".

Бетонный коридор

Мы расчехлили свои рюкзаки, достали от туда фонари и отправились в этот подземный мир, таящий в себе много интересного и не меньше опасного. После нескольких сот метров пройденных по штольне, бетонный коридор сменился на обычную породу, когда-то укрепленную сеткой. Которая сейчас проржавела и превратилась в свисающие со стен лохмотья.

Проржавевшая сетка Самое удивительное в этой штольне было то, что средний фон не превышал 50 мкр.
Колодец В конце штольни был огромный колодец, в диаметре около трех метров. Pilot попросил Troglodit`a просветить в глубь колодца его мощным фонарем, после чего мы увидели дно этого колодца на расстоянии от нас 35 - 45 метров. Около колодца лежала длинная веревка, видимо кто-то уже спускался в него, но мы не рискнули туда лезть, во-первых - радон мог быть на его дне (тяжелый газ), а во-вторых у нас не было снаряжения и веревок.
Дверь А перед колодцем был поворот на право, он был забетонирован. Но в бетонной стене была небольшая дверь, туда мы и решили идти. Стоило нам только пролезть в неё и дозиметр начал пищать сильнее и Pilot, ответственный в этой экспедиции за радиационный контроль, сообщил, что дозиметр показывает не 50 мкр, а уже сразу 165 мкр. Но клуб URANRUDA таких показаний на экране дозиметра - не боится. И мы пошли дальше, в глубь Большого Тау.

Завал В конце этой штольни был завал, что нас собственно говоря не обрадовало. Но, подойдя поближе мы разглядели ведро, стоящее на нём. И лаз, прокопанный в завале, видимо этим же ведром. Мною тут же было принято решение обследовать лаз, и я стал забираться по нему. Забравшись наверх, я увидел, что лаз продолжается, но он уже направлен вниз. Следом за мной направился Pilot, а потом и Troglodit. Единогласным решением принятым в этом узком проходе, где рассыпчато-мягкая руда сыпалась за шиворот, было принято не спускаться дальше, а идти на выход.
Лаз в завале Проделав тот же самый путь по штольне, только в обратном направлении мы вышли на дневной свет и вздохнули полной грудью свежим воздухом, не обогащенным тяжелыми металлами и радиоактивной пылью.

Далее мы опять спустились на Бештаугорскую Кольцевую и направились по направлению к штольне № 31. Пройдя по Кольцевой до тропинки сворачивающей к запасному выходу штольни 31, мы остановились и решили осмотреться, нет ли кого-либо поблизости, чтобы незаметно свернуть на эту тайную тропу. Но тут мы удивились, когда к нам на встречу шли три "диггера" с ломами, беспалевно завернутыми в большую клетчатую сумку, как у цыганей. Сразу же было определено, что это "металлисты" (охотники за цветным и черным металлом). Они никого не стесняясь прошли мимо нас, свернули на тропинку и направились к запасному входу. Мы же решили подождать пока они пройдут дальше по штольне, а в это время сходить к главному входу в штольню № 31. Полюбовавшись забетонированным входом в штольню, мы отправились к месту заземления.
Главный вход 'Штольня № 31' Прейдя туда я был очень сильно удивлен, когда мой взор был направлен на вход. Раньше чтобы пролезть в штольню надо было изгибаться и сгибаться почти в два раза. Дверь - которой нет А сейчас какие-то умельцы, я даже предполагаю, что это именно те металлисты, вырезали почти всю дверь автогеном. Видимо что бы легче было выносить металл, который только что с3.14здили.
Но это оказалось цветочками, по сравнению с тем что мы увидели в самой штольне.

Достав фонари второй раз, мы немного собрались и отправились в эту темную пучину, с тремя отмороженными "металлистами" внутри. Кто их знает? И что у них на уме? А может они подумают, что мы тоже охотимся за металлом и дадут нам ломами по головам в касках. Но клуб URANRUDA не боится даже всяких "металлистов".
Знаменитая вагонетка - есть Погрузившись в штольню, мы направились в ее недра. Вторым потрясением после вырезанной двери стало, то что на своем месте не оказалось той знаменитой вагонетки с рудой. Но тут есть свой плюс, на той вагонетке был фон равный 217 мкр, так что друзья диггеры, металлисты убрали этот артефакт. А минус в том, что эта бывшая вагонетка чья-нибудь будущая, например ванна или много раковин, да к тому же было очень красиво.
Знаменитая вагонетка - нет Ну да ладно, мы все-таки диггеры, а не милиция, но вагонетку все равно жалко!!
И мы отправились путешествовать дальше. Шли мы по тому же пути, что и в прошлую экспедицию, потому что это штольня и никуда не свернешь ("бамборбиа, кергуду" - шутка).
Опять завернули к главному входу в штольню, но уже с обратной стороны. Свет пробивался сквозь трубы, которые были забетонированы в этой мощной стене. Затем развернулись и пошли вглубь. По пути нам должно было встретиться "кладбище вагонеток", но увы… и этого тоже не осталось. Старый локомотив Осталась лишь одна вагонетка, та на которой я фотографировался и старый уже почти полностью проржавевший локомотив. И так мы пошли дальше по бесконечным подземным лабиринтам горы Бештау. Как я писал выше, у Troglodit`a был мощный фонарь, можно даже сказать целый прожектор, но даже его не хватало чтобы досветить до конца штольни 31. Но когда этот мощный луч пускался в даль штольни и разрезал тьму, становилось видно бесконечные коридоры трапециевидных и яйцеобразных строений этого грандиозного сооружения и это по истине завораживает дух.

Большой тоннель Вот оно! Началось расширение коридора, здесь раньше было двое путей, сейчас их к сожалению не осталось, но этот подземный тоннель, сука - впечатляет. Он в полтора раза выше и в два с половиной раза шире, чем предыдущие. Пройдя это расширение, нашему взору открылась небольшая дверь, уходящая вправо. А за ней было помещение, в котором было водохранилище. Аккумуляторная Предназначалось оно для сбора талой и грунтовых вод. Пройдя вдоль этого водохранилища, мы сразу попали в старую аккумуляторную, которая располагалась в этом же скальном углублении. Эта аккумуляторная была необходима для подзарядки батарей на локомотивах. После, нам открылась все та же старая картина "Привал на обочине" (см. экспедицию "9 апреля").

Выйдя в главный тоннель из аккумуляторной, мы увидели маленькие огоньки в глубине штольни. Сомнений не было что эти огоньки, были фонариками "металлистов". Один из фонариков был размещен на голове одного "металлюги", и этот огонек совершал колебательную работу, состоящую из движений вверх-вниз. Определенно он совершал некую рубительно-пилительную работу. Но мы шли дальше, и подходили к ним все ближе и ближе. Частота колебаний фонарика возрастала, а потом резко прекратилась. Они собрались и начали двигаться на нас. Огоньки приближались. Я шел первым из нас и решил поздороваться с ними, чтобы как-нибудь дать им понять, что мы всетаки диггеры и никаких металлических интересов не испытываем, когда показались силуэты, я изрек: - "Здорова диггерам!" - на что прозвучал ответ: - "Здрасьте". Затем последовал небольшой диалог: - "Зачем вы надели эти намордники?" - посмеиваясь, спросил один из них, имея в виду наши респираторы. На что спокойно ответил Pilot: "От радиоактивной пыли и от частиц тяжелых металлов, содержащихся в воздухе". "Вы в них быстрей задохнетесь, чем спасетесь" - ответил тот. На что ухмыльнулись теперь мы. В той сумке, в которую были замотаны ломы теперь был какой-то металл, все-таки успели что-то найти. Пока мы недолго стояли и беседовали с металлистами, Troglodit успел стрельнуть у них пару сигарет. Они пошли в свою сторону - на выход, а мы в свою - дальше в штольню.
Номер штольни Пройдя еще немного началось второе по счету "яйцо", оно было сделано более надежно, чем предыдущее, видимо парода здесь более неустойчива. А на его правой стене до сих пор красуется табличка с надписью "Штольня № 31". Можно только представить себе, что мимо нее каждый день на свою работу ходили, а может быть и ездили на локомотивах, рабочие этой не легкой промышленности.
Диггер Pilot Почти сразу после второго яйца, я заметил рычаг для перевода стрелок, но мимо него я пройти не мог, ни попробовав перевести стрелки. На моё удивление стрелки работали и исправно переводились с одного на другой путь. За этим делом меня застал Pilot и решил тоже попробовать.
Вагонетка 'Для продуктов' И вот почти сразу уходило ответвление влево, в коридоре которого стоит знаменитая вагонетка "для продуктов". Ответвление это ведет в лифтовую. Но мы пошли дальше по главному тоннелю, ведь впереди ещё много интересного, что просто необходимо показать впервые здесь присутствующим диггерам Pilot`y и Troglodit`y.
'Не глухая' вагонетка Двигаясь по штольне мы увидели старую "не глухую" вагонетку, единственную здесь, которая лежала на боку. Почти сразу за ней лежала уже обычная вагонетка без колес, а в прошлый раз она стояла на рельсах.
Большой завал Вот и дошли до завала, который описывал диггер Nos в прошлой экспедиции. Немного пощелкав его, мы пошли в дверь которая уходила вправо и за которой была огромная столовая. Пройдя через неё, мы обошли этот большой завал. И снова прямо.
Через пару десятков метров стало появляться все больше и больше пыли. И стало почти ничего не видно, потому что наши фонари не могли пробить этот слой пыли. Мы начали двигаться все медленнее. И вот в полу главного коридора была огромнейшая дырка с торчащими рельсами, шпалами и множеством всякого другого железа оттуда, глубиной примерно около двух метров. А рядом в стене то самое дупло, в которое в прошлой экспедиции был "опущен" камень с целью изучения глубины колодца. В этот раз решили просто посветить туда мощным фонариком, но луч фонаря до дна колодца не до светил и иссяк в огромном облаке пыли.
Осторожно пройдя по рельсам над пропастью, мы вскоре попали в тупик, а точнее он был завалом, который тоже пытался кто-то копать. Но в этот раз мы уже не полезли в него.
Развернувшись в обратном направлении, мы снова прошли ту пропасть, сразу за ней повернули вправо. Пройдя по небольшому коридорчику, мы вышли в большой тоннель, который был параллелен основному. Ещё раз свернув влево, мы стали двигаться прямо. И вскоре мы увидели большой поворот на лево, зайдя в него, мы поняли по огромным размерам этой комнаты, что это была лифтовая.

Огромная комната около 6 метров в высоту, с подъемным краном под потолком расположенным на рельсах. А самое большое впечатление производит железная лестница, идущая наверх под углом примерно 45 градусов. По которой когда поднимаешься запыхиваешься, но не от крутого угла этой лестницы и не оттого, что переступаешь через одну, а то и две насквозь проржавевшие и проваленные ступени, а от страха и тревожного волнения одолевающего тебя в этот момент.
Подъемный кран Забравшись по лестнице вверх, мы стали наблюдать огромные лифтовые колеса, которые были немного присыпаны глиной. Troglodit пробравшись на другую сторону лифтовых механизмов, cразу же просветил фонарем в глубь лифтовой шахты: - "Не больше 15 метров! " - сказал он. Лестница, идущая вниз Еще немного поснимав это место, мы решили спускаться и двигаться в сторону выхода. Но спускаться было еще "интересней", чем подниматься, потому приходилось уже не переступать ступени наверх, а прыгать через них вниз.
Кое-как спустившись в главное помещение и выйдя из оного, мы направились налево. И вышли прямо к той вагонетке "для продуктов". Глянув на часы, мы решили, что идти домой еще рано и у нас есть еще время на обсле-дование какого-нибудь заложенного хода, которых очень много в 31 штоль-не.
Пройдя по главному тоннелю в сторону выхода, было обнаружено ответвление вправо. Которое было заложено кирпичом и заштукатурено, но рядом в стене был пробит проход, через который можно обойти эту преграду. В него и решили лезть. Только протиснувшись в него, стало понятно, что это была очень старая выработка, которую в последствии заложили за ненадобностью. Она была высотой такой же, как и главный коридор, только обвалы со стен и с потолка присыпали ее немного, а где-то и много. Деревянные опоры Вместо бетонных опор были деревянные бревна, которые от старости и сырости сгнили и обрушились, а некоторые до сих пор стоят и держат эти небывалые массы камня и руды. Так что находиться там было небезопасно, так как эти хлипкие опоры уже не могут справиться с нагрузкой и в любой момент могут рухнуть и придавить нас. Прохождение этого коридора было недолгим, потому что он был в длину около 50 метров. Да кстати, фон был несколько повышен, если в основном коридоре средний фон равнялся 120 мкр, то там был 250 мкр.
Вернувшись в главный тоннель, мы теперь уже точно отправились на белый, так приятный глазу, свет. Вот, можно сказать и кончилось наше путешествие в подземный мир горы Бештау. Мир полный темноты, сырости и всякой железной фигни. Оставалось лишь выйти из леса и добраться железнодорожного вокзала, где нас ждала электричка, которая готова была отвезти нас, "заряженных" и грязных домой.


Диггер Faust.
 

 

URANRUDA 2005©

Любое коммерческое использование материалов сайта ЗАПРЕЩЕНО! При другом использовании ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz